САРАДЗАНМАЙ

Закладки В закладки
САРАДЗАНМАЙ
"Что я только что посмотрел?!" - “Что я только что досмотрела?”

На свете встречаются разные вещи: некоторые просты и понятны с самого начала, другие весьма загадочны, а третьи, можно сказать, даже отталкивающие. Часто случается и так, что внутри красивого фантика скрывается ничем не примечательное содержимое… И при встрече с подобным нередко приходишь к осознанию того, что нельзя судить книгу по обложке. Что касается “Сарадзанмая”, то с ним всё и вовсе противоречиво.

Подкаст по статье:


Начать следует с того, что история построена вокруг капп - эти безобидные и достаточно милые существа открылись нам с совершенно другой стороны, что, однако, не стало каким-то особым откровением. Потому как определенная страсть каппа к ширикодаме, так же как и нахождение этого загадочного органа в теле человека, полностью соответствует канонам японской мифологии. Просто всё дело в том, что эта часть жизни каппа никогда не экранизировалась. “Существует множество легенд о Каппе, но никто никогда не видел Каппу. В этой работа Каппа - настоящая каппа! Это настоящий взрослый монстр!” - именно так на пресс-конференции автор идеи Икухара Кунихико охарактеризовал своё детище. *[1] Добавляем к этому японскую непосредственность, эпатаж, изрядную дозу юмора, пародии и сарказма и получаем “Сарадзанмай”. Вот тут-то и стоит вспомнить, что фантики бывают разные, и главное здесь - внутреннее содержание, которое оказалось весьма богатым, несмотря на нелепую, на первый взгляд, обёртку.

Развитие сюжета имеет совершенно неожиданную траекторию, собственно, как и весь 1 эпизод, вызывающий у зрителя смешанные чувства. Однако если сравнить первые 2 серии и последние 3, может показаться, что это вообще о разном, только персонажи вдруг почему-то одни и те же. Секрет прост - от эпизода к эпизоду история разворачивается по спирали, уходя в глубину.
Икухара Кунихико в создании “Сарадзанмая” взял довольно высокую планку. Помимо глубины произведения стоит отметить и всё возрастающее напряжение, потому как комедия плавненько уходит в драму. Раскрытие персонажей происходит очень канонично в духе жанра, идущего ещё от античной литературы. Ключом к пониманию характеров героев является осознание движущих ими стремлений - за всем скрывается мотив. В отличие от других аниме, где мотивация главных действующих лиц становится понятной сразу или же её в принципе нет, поскольку сюжет разворачивается вокруг череды обстоятельств, в рамках которых действуют уже устоявшиеся характеры, в “Сарадзанмае” персонажи проходят через трансформации на протяжении всего повествования вплоть до финальных титров. Первоначальный сюжет начинает теряться на этом фоне и всё внимание зрителя в итоге фокусируется именно на местном драмкружке. Это, несомненно, плюс.

Любое художественное произведение имеет в своей основе вопрос, на который читателю/зрителю стоит обратить внимание или же самостоятельно найти ответ. И если немного абстрагироваться от внешнего окраса аниме, и не спешить навешивать ярлыки, то можно разглядеть, что в такой непринуждённой манере поднимаются достаточно серьезные вопросы человеческих взаимоотношений. 
Сам автор в одном из интервью обозначил свою позицию очень четко: "Мы живем в век, когда с помощью наших смартфонов и социальных сетей мы ежедневно связываемся с другими людьми - и я бы хотел спросить, что всё это означает? Что мы хотим сделать с этим? Я хотел соотнести эти вопросы с центральной темой и посмотреть на то, как будут сходиться противоречивые эмоции, когда вы хотите обрести связь с кем-то, но эта связь может впоследствии причинить боль.

Если вы удержите эту связь, то что будет дальше? Что происходит с теми связями, которые были потеряны? А нужны ли нам связи в принципе?". ( из выступления Икухары на мероприятии для ежемесячного японского издания Pash! Plus. Ноябрь 11, 2018). *[1] 
Хотим мы того или нет - мы связаны с большим количеством людей. Эти связи разные по своей сути: крепкие, мимолётные, родственные, дружеские, рабочие или какие ещё - всё это неважно. Зачастую мы не придаём этому значения, принимая как должное. От одних связей надо избавляться, другие - беречь, за третьи - бороться… Нам очень четко показывают, что никакие соц-сети не заменят живой и откровенной беседы по душам. Что, прячась за лайки, мы не можем в полной мере выразить свои чувства - ведь нет ничего проще, чем поставить лайк, но сделает ли это нас ближе? Мы не всегда понимаем собственную значимость для близких людей и не можем осознать то, какой эффект наши действия в соц-сетях оказывают на других. А самое главное обретение ясности заключено в том, что потеря всех связей с окружающим миром - это путь в никуда. Пытаясь убежать от одиночества, мы всё больше стараемся остаться одни.

Послание “я хочу обрести связь” действительно лежит в основе всего произведения, и не заметить это довольно трудно. Однако по мере приближения к финалу количество вопросов и посылов к зрителю не просто возрастает, а буквально обрушивается одной волной. Желание или любовь? Что значит преданность и предательство? Как далеко вы готовы зайти, следуя своим желаниям? Есть ли любовь? На что вы пойдете ради своей любви? Что вы готовы сделать, чтобы не потерять связь? Что вы готовы предпринять для ее удержания? А хватит ли вам смелости? На что вы готовы пойти в момент отчаяния? И, пожалуй, одно из ключевых сообщений зрителю - “не бросай свои желания!”. Зачастую мы многое не получаем в жизни именно потому что предаем свою мечту (уточнение: речь не идет об извращенных фантазиях каппа-зомби). Как в хорошем произведении, где философия философична, каждый найдет что-то для себя.
“Это мой выбор, я буду верить в свой выбор. Потому что есть люди, которым важно - грустно мне или весело. Вот как мы связаны”.
Смотреть или не смотреть? Тут всё зависит от того, как далеко вы готовы зайти в мир “Сарадзанмая”, вызовет ли он у вас внутренний протест или же наоборот - притянет к себе. К концу сериала приходит понимание, что все персонажи совершенно неслучайны, и, быть может, в поведении того или иного героя много кто сможет узнать себя, свои явные или скрытые стороны. Словом, рекомендуется к просмотру. ;) Как минимум, получите удовольствие от обилия весьма забавных моментов.

Кстати, стоит отметить, что в названии самого аниме заключена любопытная игра слов, так как “сара” ( (sara - サラ) означает тарелку (отсылка к тарелкам на голове капп, тарелкам надежды, а еще рефрен к финалу, где также присутствует тарелка, являющая собой некий символ). Далее идет омонимичное чередование похожих слов: в первом случае это добавление суффикса -zanmai (ざんまい) со значением “снисхождение и потакание”, а во втором - отсылка к числу 3 (sara-sanmai), как к трем главным героям. А еще в аниме есть персонаж, который имеет существенное значение для развития сюжета, и имя её - Сара. Всё это явно не случайно и очень умело обыграно создателями. *[2]
Нельзя обойти стороной и не отметить ещё один момент, надо сказать, местами спорный. Несмотря на превалирующую тему любви, здесь она раскрывается совсем не в традиционном романтическом ключе, да еще и с недвусмысленным подтекстом, но тут можно только пожать плечами и сказать - а что вы хотите, это же Япония…
В конечном итоге за всем этим фарсом с превращением в капп, внезапными выдрами и уклоном местами в колоритный японский юмор скрывается дуализм отчаяния и надежды, боли потери и веры в свой новый выбор.
Я хочу обрести связь… и удержать её.

P.S. А ещё там много поют ;)
 
Авторы текста: Ricamatrice и Sad_Kit
Ваша оценка:
Рейтинг 4.67 (Проголосовало: 3)
130
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!