Отряд Синсэнгуми/ Сказание о демонах сакуры

Закладки В закладки
Отряд Синсэнгуми/ Сказание о демонах сакуры

«Сказание о демонах сакуры» не единственный сериал, в котором появляется знаменитый отряд Синсэнгуми, но весьма примечательный. Кто они такие эти Синсэнгуми? Как выглядели в реальности некоторые его участники? Как близко подошёл сёдзё сериал с прекрасноглазыми бисёненами к реальным историческим событиям?

Синсэнгуми (дословно: «новое ополчение») это легендарный отряд, собранный на закате сёгуната (в 1863 г) в Японии — изначально для обеспечения личной безопасности сёгуна Токугавы Иэмоти, затем переформировавшийся в отряд для поддержания порядка. Во время реформации Мэйдзи, после которой реальная власть в Японии перешла от сёгуна обратно к императору, а самурайское сословие было упразднено, отряд Синсенгуми до последнего сражались на стороне сёгуна и изрядно потрепали императорские войска во время войны Босин. Изначально отряд Синсэнгуми был набран из ронинов – самураев, лишившихся хозяев, обладал строгой дисциплиной и исключительной преданностью идее сёгуната — вот прямо гипертрофированной преданностью в кубе. Казалось бы – к чему такое упорство?

Синсэнгуми: сказание о демонах сакуры

До сих пор к реформации Мэйдзи отношение двоякое. Не будем говорить, чем привлекательна была своя сторона для Императора и для сёгуна – тут просто вопрос власти и каждому хотелось власти именно для себя. С точки зрения сторонников реформация была необходима, ибо пробыв долгое время в изоляции, Япония была отсталой аграрной страной на фоне развитого западного мира. Она была не то, чтобы на обочине Цивилизации, а вообще за её околицей. Открыть границы, перенять западные технологии, приобщиться к западной культуре было для Японии вопросом вхождения государства в мировой контекст. С другой стороны, реформы были спровоцированы американскими военными и политиками (в частности, коммодором Мэтью Перри). Сразу же были заключены не совсем выгодные для Японии торговые соглашения, а обещанная императору власть на деле оказывалась формальной. Японское правительство утратило возможность привлекать и наказывать граждан США за преступления, совершённые в Японии, а также лишалось таможенной автономии, то есть права самостоятельно устанавливать пошлины на импортные товары. Понятное дело, что традиционалистам, уютненько чувствовавшим себя в изоляции, это не нравилось. Ну и кому больше всего это не понравилось – самураям, ибо нет ничего страшнее, чем стать не нужным стране, защиту которой ты считал смыслом своего существования.

самураи клана Сацума, с которыми сражался отряд Синсэнгуми во время войны Босин

самураи клана Сацума, с которыми сражался отряд Синсэнгуми во время войны Босин

И вот отряд Синсэнгуми выступил как раз противником реформации против самураев клана Сацума, поддерживающих новый порядок. Кстати, многие события в аниме "Сказание о демонах сакуры" абсолютно историчны – личности, даты сражений, расстановка сил, интриги и скандалы соблюдены часто до мелочей, хотя и облачены в приятную романтичную обёрточку.

Теперь о том, какими были некоторые герои сериала в реальной жизни.

Хидзиката Тосидзо

Великолепный они-фукутё Хидзиката Тосидзо. 
Постер к аниме Синсэнгуми: сказание о демонах сакуры

Хидзиката Тосидзо (1835 — 1869), один из самых знаменитых предводителей Синсэнгуми. Сначала он был вице-командиром отряда, а после смерти Кондо Исами взял всё руководство на себя. Руководителем он был достаточно суровым, за что получил прозвище «они-фукутё», то есть «демонический командир» — не это ли послужило основой для появления «демонов сакуры»? Но, не смотря на суровость характера, Хидзиката считался весьма справедливым и снискал большое уважение среди современников. 


кадр из аниме Синсэнгуми: сказание о демонах сакуры

Сопротивление реставрации Мэйдзи было его личным делом, в чём, собственно, заключён особый юмор ситуации: Хидзиката Тосидзо по происхождению не был благородным, то есть не имел права быть самураем. Его отец, хоть и был зажиточным, но был крестьянином. Он торговал лекарствами, и Тосидзо должен был унаследовать эту профессию. Но маленькому Тоси очень хотелось быть самураем. Настолько сильно хотелось, что он в открытую пользовался своей фамилией (а, надо сказать, во времена сёгуната это было неслыханной наглостью, фамилию могли носить только потомственные самураи). И вот, только он на пару шажочков приблизился к своей мечте, отучился в хорошем додзё, стал мастером меча и вице-командиром элитного отряда, как тут — на тебе! — реставрация Мэйдзи, конец сёгунату и самурайскому сословию, как таковому. Есть от чего расстроиться!

постер ко второму сезону аниме Хроники демонов сакуры

 Однако, Хидзиката не был бы великим воином, если бы его было так просто расстроить — он сражался за сёгунат до последнего, даже когда осознавал, что Токугаве конец, что эта кампания уже проиграна. Перед своим последним боем он сказал своему другу врачу Мацумото(!):«Я не собираюсь биться до победного. Когда правительство Токугавы вот-вот падёт, будет позором, если никто не пожелает пасть вместе с ним. Вот почему я должен идти. Я буду сражаться в лучшей битве своей жизни, чтобы умереть за страну».

Прекрасный Тоси

Хидзиката Тосидзо предположительно в 1868 году.
После одного из переформирований  отряда,
Тоси  подстригся и переоделся по французской моде.  

Кстати, реальный Хидзиката Тосидзо, как и в аниме, был весьма симпатичным мужчинкою и писал недурственные хайку под именем Хогеку. Современники описывают его худощавым и высоким (165 см при среднем росте той эпохи от 154-158 см) с бледным лицом и иссиня-черными волосами, отмечают его хороший вкус в одежде и сетуют на то, что из-за роста Тоси немного сутулил плечи. Впрочем, не смотря на всю свою привлекательность, с личной жизнью у него так и не сложилось: женат он не был, весь пыл ушёл на любовь к Родине.

Кондо Исами 

кадр из аниме Синсэнгуми: сказание о демонах сакуры

Кондо Исами (9 ноября 1834 — 17 мая 1868), знаменитый командир отряда Синсэнгуми тоже по рождению был крестьянином и с детства очень любил читать. И самым любимым его произведением была история о сорока семи ронинах – стоит ли говорить о том, что уже тогда он решил стать известным воином? В возрасте 14 лет он становится учеником школы Шиекан и меняет имя (в этот момент он как раз и становится Кондо Исами). Потом он становится приёмным сыном главы школы, дальше лучшим учеником и мастером, ступенька за ступенькой приближаясь к своей мечте стать великим воином. Вообще, смена имени и родителей в то время была каким-то весьма обыденным событием, особенно для лиц неблагородного происхождения.

Где-то во время учёбы он знакомится с Хидзикатой Тосидзо (примерно в возрасте 15-16 лет) и с тех пор они становятся лучшими друзьями. Это он вдохновлял Тоси и был всю жизнь для него кумиром. По описаниям, Кондо Исами был невысокого роста (доходил Хидзикате до подбородка), обладал «деревенской» внешностью и весёлым характером. Кстати, не смотря на свою простую внешность, у Кондо была жена и по слухам, как минимум четыре любовницы.

Исторический Кондо Исами

Исторический Кондо Исами. Фото предположительно 1868 года

Вместе с Хидзикатой, Кондо был яростным участником сопротивления Мэйдзи, но, однако, не таким удачливым. В январе 1868го, во время сражения Тоба-Фусими Кондо Исами был захвачен в плен, обвинён по ложному обвинению в убийстве Сакамото Рёмы и казнён 17 мая 1868 года в токийском районе Итабаси. Надгробие на его захоронение ставил лично раненый Хидзиката Тосидзо. А вообще у Кондо Исами две могилы – голова его похоронена отдельно в Киото.

Сайто Хадзиме

кадр из аниме Синсэнгуми: сказание о демонах сакуры

Сайто Хадзиме (1 января 1844 — 28 сентября 1915), как вы могли догадаться, из всех участников Синсэнгуми прожил дольше всех и умер своей смертью в 71 год. Нельзя сказать, что он был менее идейным, чем его командиры Хидзиката Тосидзо и Кондо ИсамиСайто Хадзиме был одним из первых участником Синсэнгуми и командиром одного из их подразделений. В отличие от Кондо и Хидзикаты, он-то как раз был из знатного самурайского рода Ямагути и в первый раз сменил своё имя, когда по неосторожности в 19 лет убил местного хатамото (вассала сёгуна). 

Самурай[6] Хадзиме был очень талантливым мечником – он успешно обучился в нескольких школах, разработал свою авторскую технику, а в залитых кровью дневниках противников значился не иначе, как «эта неуязвимая сволочь Сайто Хадзиме». Кроме того, Хадзиме был прирождённым умелым стратегом и… разведчиком! Вполне возможно, что эти качества (а так же неоднократная смена имени и умение писать самому себе некрологи) и помогли ему прожить так долго.

По описаниям современников, Сайто Хадзиме был высок (173 см, ещё выше Хидзикаты) и худощав, а ещё он был левшой. Так же он был любителем выпить и погулять – сохранились свидетельства, как празднуя свой 23-й день рождения (а заодно новый 1867 год) Сайто Хадзиме с Ито Каситаро и Нагакурой Симпати пьянствовали четыре дня подряд, с успехом бегая от своих же патрулей, посланных на поимку загулявших офицеров. Позже, когда Ито Каситаро откололся со своим отрядом от Синсэнгуми, Сайто Хадзиме перешёл в новый отряд и тем самым спас своих товарищей. История о том, как Ито планировал покушение на Кондо и захват власти в Синсэнгуми вполне реальна.

постер ко второму сезону аниме Хроники демонов сакуры

После войны Босин он в очередной раз сменил имя — на этот раз он стал Фудзито Горо — и успел прославиться, как инспектор Горо. Он работал в полиции, был телохранителем членов императорской семьи, смотрителем музея, несколько раз женился, а о своей службе в Синсэнгуми рассказывал только нескольким очень близким друзьям.

И ещё два любопытных факта: во-первых, доктора Юкимуры (из аниме «Сказание о демонах сакуры») в реальности не существовало. Зато Мацумото Рёдзюн действительно был личным врачом последнего сёгуна Токугавы, и у него была приёмная дочь, которая участвовала в обороне замка Айзу, оказывая медицинскую помощь пострадавшим. И именно она впоследствии под именем Такаги Токио стала последней женой Сайто Хадзиме, с которой он прожил до конца своей жизни.

кадр из аниме Синсэнгуми: сказание о демонах сакуры

А второе – у японцев есть буддийская традиция перед смертью брать «посмертное имя», каймё, чтобы не тревожить душу покойного, когда упоминается настоящее имя. Каймё пишется на особой деревянной табличке, которая считается воплощением духа усопшего и используется в поминальных обрядах. Так вот, когда перед смертью родственники спросили у Сайто о его посмертном имени, он ответил: «У меня было много имён. Больше не надо». Так что он был похоронен без каймё, что в буддизме встречается довольно редко.

Сайто Хадзиме уже под именем Горо Фудзита в возрасте 53 лет.
Более раннего фото нет — будучи человеком скрытным,
он не любил следить в истории. Поэтому насколько он был похож
на своего героя аниме в юности можно только догадываться.


Ваша оценка:
Рейтинг 5 (Проголосовало: 2)
168
02:59
RSS
11:05
Интересно и красиво! Спасибо за статью!