Рёкан - дух настоящей Японии. Часть 1: Прошлое

Познай Японию

Закладки В закладки
Рёкан - дух настоящей Японии. Часть 1: Прошлое

Рёкан 旅館 Традиционная японская гостиница. Первый иероглиф означает ”путешествие”, ”поездка”, а второй - ”здание”, ”особняк”. 

Говорят, что одна из старейших гостиниц в мире, рёкан Хоси, возникла после того как Тайтё Дайси, странствующий буддийский монах, однажды увидел сон, в котором дух гор указал ему место у подножия священной горы Хакусан, где находится горячий источник, который избавит от болезней множество людей. Монах отправился в путь (по другим сведениям, в путь отправился не сам Тайтё Дайси, а его ученик Гарё Хоси), дабы проверить достоверность полученных сведений и источник нашёлся точно в указанном месте. Его воды действительно оказались лечебными и вскоре возникла необходимость во временном пристанище для идущих к нему за исцелением. И тогда, по распоряжению Тайтё Дайси, Гарё Хоси построил небольшой приют, который со временем, уже при жизни его сына, сегодня известного как Дзэнгоро-хоси Первый, превратился в полноценную гостиницу.
С тех пор минуло 13 веков. Рёкан Хоси, основанный в 717 году н.э. по-прежнему принимает всех желающих окунуться в лечебные воды горячего источника и хорошенько отдохнуть, Дзэнгоро-хоси Сорок шестой знаменует 46 поколение семьи Хоси, непрерывно владеющей этой гостиницей, ну а мы с вами получили представление о том, что такое японские традиции и преемственность поколений.

Фото рёкана Хосин: священная гора Хакусан

Cвященная гора Хакусан

Рёкан Хоси

Первые свидетельства зарождения гостиничного дела в Японии относятся к периоду Нара (710-784) и к этому факту снова приложили руку буддийские монахи. В те далёкие времена о благоустроенной сети дорог оставалось только мечтать, а потому путешествие по стране превращалось в сложное, а нередко и опасное дело. Путникам приходилось ночевать под открытым небом, отсутствие мостов заставляло форсировать реки, а пополнить запасы еды в японской глубинке, где царило натуральное хозяйство, было попросту негде. И потому монахи, которые больше не могли смотреть на то, как голодные путешественники падают замертво посреди дороги, решили помочь, построив сеть бесплатных домов отдыха фусея (fuseya, 伏屋).

В дальнейшем, в период Хэйан (794-1185), ещё одним толчком к становлению гостиниц стало паломничество (хэнро) по святым местам, ставшее очень популярным среди членов императорской семьи и аристократического сословия. Местами для отдыха были сёэн (shōen, 荘園) — владения провинциальных аристократов, влиятельных семей, а так же буддийских монастырей и синтоистских святилищ, где для путешествующей знати предоставлялись комнаты или отдельные здания. Хэнро по-прежнему популярны и в наши дни, а потому при храмовых комплексах до сих пор имеются храмовые гостиницы для паломников и туристов.

Паломническая тропа в Кумано-кодо, полуостров Кии, префектура Вакаяма

Номер в гостевом доме храма Сюнкоин (Shunkoin), Киото


В период Камакура (1185-1333) появились заведения под названием китин-ядо (kichin-yado, 木賃宿), которые уже можно назвать напоминающими дешевую гостиницу. С постояльцев (которыми в основном были купцы и ремесленники) брали плату только за дрова, которые использовались для обогрева и приготовления пищи из взятых с собой продуктов, ибо питание в перечень оказываемых услуг не входило. Фактически, путнику предоставлялись либо отдельная маленькая комнатка, либо место в помещении для отдыха и ночлега, совмещённое с “кухней” — очагом.

Наступивший период Эдо (1603-1867), принёс с собой мирную жизнь и стабильность, что самым положительным образом сказалось на развитии сельского хозяйства, промышленности, торговле, а так же численности населения. Растущая экономика требовала развитой дорожной инфраструктуры.
С другой стороны, даймё – элитная верхушка самурайского сословия и по совместительству наиболее богатые феодалы, попали в сильную вассальную зависимость от сёгуна. И среди перечня их обязанностей перед сюзереном значилась санкин котай – система ”командировок” в Эдо, согласно которой даймё был обязан проводить при дворе каждый второй год. А в качестве дополнительной профилактической меры против плетения заговоров и иной подрывной деятельности против власти сёгуна, даже проживая на следующий год дома, даймё оставлял в заложниках (по деликатному выражению: ” в гостях”) у сёгуна своих родственников. Постоянные перемещения туда-сюда довольно больших свит даймё тоже требовали хороших дорог и мест для отдыха.

В результате было проложено пять главных дорог — трактов (гокайдо) для связи столицы сёгуната с провинциями, главным из которых считался наиболее оживлённый и популярный Токайдо, соединяющий Эдо с Киото, в котором располагалась резиденция императора. На трактах имелись специальные почтовые станции сукуба (shukuba, 宿场), расположенные друг от друга на расстоянии, примерно равном дню пути пешим ходом без остановки на отдых, где можно было поесть, отдохнуть, сменить лошадей и носильщиков. Заодно они исполняли роль ещё одного контролирующего даймё элемента: на станциях они были обязаны отмечаться, дабы сёгун был в курсе – кто, куда и с какой целью. Спрос рождает предложение и станции довольно быстро прирастали чайными домиками, торговыми лавками, домами терпимости и, собственно, гостиницами. Для знати – хондзин(honjin, 本陣) и ваки-хондзин (waki-honjin, 脇本陣) для простого люда - хатаго (hatago, 旅籠), постепенно сменившими уже упомянутые китин-ядо. Именно они считаются предшественниками нынешних рёкан, из которых они почерпнули достаточно много элементов и особенностей.

Утагава Хиросиге, серия гравюр ”53 станции Токайдо”. 1-ая станция, Синагава: ”Выезд даймё”

Утагава Хиросиге, серия гравюр ”53 станции Токайдо”. 15-ая станция, Камбара: ”Ночной снег”

Утагава Хиросиге, серия гравюр ”53 станции Токайдо”. 22-ая станция, Фудзиэда: ”Смена носильщиков и лошадей”

Утагава Хиросиге, серия гравюр ”53 станции Токайдо”. 47-ая станция, Сэки: ”Отъезд даймё из гостиницы”

В Хондзин (в буквальном переводе: “штаб войск”, ибо некоторые ходзин возникли из армейских ставок, откуда военачальники руководили сражениями, которые постепенно превратились в привилегированные места отдыха) могли останавливаться исключительно даймё со свитой и государственные чиновники высшего ранга.
Ваки-хондзин («вспомогательный, не основной» хондзин) — хондзин «второго эшелона», где размещалась свита даймё (то есть, особы меньше рангом), а так же могли останавливаться самураи и аристократы, когда основной хондзин был уже занят другими высокородными путешественниками.
Хатаго (”дорожная корзина”) представляли собой меблированные комнаты разных ценовых категорий, но общий принцип неизменен: отдельная комната, завтрак и ужин по сходной цене. Прогресс, по сравнению с китин-ядо, на лицо: теперь не нужно было таскать с собой пропитание, вместо этого можно было взять больше товаров или не обременять себя лишним грузом.

Отдельно стоит упомянуть гостиницы, которые возникали не благодаря развитию товарно-денежных отношений и внутриполитическим мотивам, а благодаря паломничеству. В период Эдо крестьянам запрещалось путешествовать по стране и единственным исключением из этого закона были паломничества. Пилигримы зачастую выбирали для передвижения не оживлённые тракты, а совсем другие маршруты, которые проходили возле храмов, горячих источников и священных гор. Вдоль этих дорог и строились гостиницы, многие из которых, подобно рёкану Хоси, существуют до сих пор.

Ваша оценка:
Рейтинг 4.8 (Проголосовало: 5)
192
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!