История рукоделий: Канзаши

Познай Японию

Закладки В закладки
История рукоделий: Канзаши

Первые японские прически появились в период Дзёмон (от 13 000 до 300 лет до н.э.). Тогда волосы скрепляли тонкими палочками, которые втыкали в прическу. Поскольку никаких других украшений на шее и запястьях японцы не носили, шпильки для волос были единственным способом привнести в облик оригинальность и подчеркнуть богатство и знатность их обладателя или обладательницы. Позднее такие "заколки" начали делать из кости, черепахового панциря, металла, ценных пород дерева и пр.

Не удивительно, что такие заколки начали обозначать иероглифом "簪" - "канзаши". Он включает элемент "牙", имеющий значение "клык", внизу иероглифа находится элемент "曰" (изречь, гласить), что означало, как не трудно догадаться, "палочки из кости, которые отражают поступки и статус их носящего". Но постепенно слово приобрело иное значение - "воткнутый в волосы". И так стали называть любые украшения или приспособления, помогающие поддерживать прическу.

А форма канзаши становилась все более и более разнообразной. В период Нара (710—794 гг. н.э.) японцы привезли из Китая разнообразные шпильки и гребни для волос. С той поры знать мужского пола пользовалась шпильками из слоновой кости, простолюдины - из дерева. Женщины носили особой формы раздвоенные на конце шпильки, а также металлические заколки, удерживающие волосы надо лбом (прообразам современный ободков).

Потом одни из них входили в моду, другие, наоборот, выходили, но с тех пор всевозможные гребни, шпильки, заколки стали неизменным атрибутом гардероба любой женщины. Из изготавливали из серебра, олова, латуни и даже платины, богато украшали и инкрустировали.

Наибольшего расцвета искусство канзаши достигло во второй половине периода Эдо (XVIII - начале XIX вв). Появляются различные разновидности канзаши (кандзаси): тама-канзаши - "украшение-шарик", шпилька, украшенная шаром из коралла, нефрита, агата или кости; бира - "развевающиеся канзаши", украшения из серебра в виде птиц или бабочек, украшенное свисающими цепочками; бира-бира - подвески для прически в форме веера со свисающими металлическими полосками (бира-бира особой формы носили принцессы), ёситё - раздвоенные плоские шпильки, изготовленные из черепашьего панциря, замужние женщины носили одну ёситё на виске, гейши - две и более ёситё, но тоже на висках, а а юдзё (проститутки) - множество, и в разных частях прически.

И конечно же цумами-канзаши. Последние представляли собой сложные, многоярусные аппликации и даже гирлянды из цветов, листьев и бабочек. И все это было выполнено из шелка.

Главное отличие цумами-канзаши от других видов украшений как раз и состоит в сложной и кропотливой технике их изготовления. Для этого шелк нарезали на маленькие лоскутки, которые потом особым образом защипывали специальным пинцетом (как правило из бамбука) в треугольные лепестки, из которых собирали композиции.

Для производства цумами-канзаши обычно использовали натуральный шёлк ручной выделки хабутаэ (яп. 羽二重), привозимый из Китая. Причём мастер окрашивал его в необходимые цвета и оттенки самостоятельно, используя натуральные красители.

Также широко использовалась техника мидзухики (яп. 水引). Это декоративные узлы и элементы, которые плелись из полос шелковой ткани, а также - из прочных нитей, крепкой тонкой бечевки, полос или даже их спрессованных бумажных шнурков, сделанных из традиционной японской бумаги васи.

Таким образом мастера получали из шелка композиции, в которых без труда можно было узнать разнообразные "живые" цветы - нарциссы, розы, ирисы, хризантемы, ипомеи, гвоздики, цветки сакуры или персика, осенние листья и сосновые иглы... И обязательно - бабочки и стрекозы.

Ваша оценка:
Рейтинг 5 (Проголосовало: 3)
2060
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!